ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ

Беседа

Подготовка к беседе

1. В зависимости от возраста учащихся, уровня развития детского коллектива, типичных для этого коллектива сложностей и актуальных проблем определяется тема беседы.

2. Цель беседы – усвоение социокультурных норм, формирование личностно значимых ценностных отношений.

3. Подборку фактического материала можно поручить временной инициативной группе (ВИГ). Лучше подбирать такой материал, где вопросы теории дополняются практическими рекомендациями, культурными образцами.

4. Продумываются вопросы беседы, возможно, совместно с ВИГ.

5. Подготовка учащихся к беседе:

а) заранее объявляется тема беседы, указывается литература, готовятся ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры;

б) при необходимости определяются индивидуальные задания (например, подготовить выступление по тем вопросам, по которым учащиеся допускают недочеты). Это психологически настраивает учащихся на глубокий самоанализ поведения, и они убеждаются в необходимости его улучшения. Однако использовать этот прием надо тактично, соблюдая меру;

в) определяются групповые задания (например, активистам проанализировать состояние дел в классе, связанных с темой беседы, и совместно определить те вопросы, которые следует поставить на обсуждение учащихся).

Структура беседы

1. Определение темы беседы и развитие у школьников интереса к восприятию и усвоению содержания.

2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.

3. Раскрытие темы беседы на материале окружающей жизни, а также на примере жизни и деятельности выдающихся людей.

4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведению учащихся.

5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.

Конечно, указанная структура беседы носит рекомендательный характер.

Методические указания

При определении темы в начале беседы необходимо пробудить интерес школьников к восприятию и усвоению содержания беседы. Для этого можно использовать такие приемы:

а) поставить вопросы, связанные с выяснением сущности понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, что такое милосердие, толерантность, эстетический вкус и т. п.;

б) прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудь знаменательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;

в) можно вспомнить о каком-то случае из классной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей ценностной нормы;

г) объявив тему, попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризма.

Методика изложения материала имеет вопросно-ответную форму, но для убедительности повествования также может включать элементы рассказа и объяснения педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение материалов из книг, газет, использование художественных картин, видеофильмов и т. д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность обсуждаемой проблемы.

При анализе поведения школьников лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют.

Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания, меткие четверостишия, афоризмы с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы, и наметить программу деятельности по их закреплению.

Условия повышения эффективности беседы

1. Эффективность данной формы воспитания школьников находится в обратно пропорциональной зависимости от их возраста. Для начальной школы ее значение исключительно высоко; для подростков количество бесед должно быть ограничено (не чаще одного раза в месяц), хотя беседа в воспитании подростков играет весьма важную роль.

Для старшеклассников целесообразнее использовать дискуссионные формы работы. Роль педагога в организации и проведении этой формы работы аналогична. Если в начальной школе учитель выполняет большую часть нагрузки по организации и проведению беседы, то подросткам достаточно указать тему, источники, определить направления поиска примеров и т. д.

2. Эмоциональность беседы. К методическим приемам, способствующим повышению эмоциональности, относятся: подготовка учащихся к беседе, интересное начало беседы, яркость, убедительность фактического материала, показательность объясняемых положений, психологическая обстановка в коллективе, место проведения беседы. К таким приемам можно отнести и включение фрагментов других форм воспитательной работы: страничку устного журнала или живой газеты, фрагменты из фильма и др.

3. Авторитет классного руководителя. Положительные идеи до детей может донести только уважаемый и любимый ими педагог.

Таким образом, подготовить и содержательно провести беседу – дело очень сложное. Недаром опытные педагоги говорят, что провести беседу на актуальную тему гораздо труднее, чем урок.

Сократовская беседа

Технология проведения «Сократовской беседы» включает три этапа.

1 этап – «разминка». Для того, чтобы беседа была плодотворной, необходима своеобразная подготовка к интеллектуальному усилию. «Разминка» состоит из попыток выявить вопросы к суждению повседневного, житейско-обыденного порядка, например, такому как: «Полезно ли ходить босиком по земле?», «Надо ли солить пищу?», «Следует ли по утрам делать зарядку?», «Надо ли чистить зубы?». Так как в этих вопросах не оговорены частные условия: о человеке ли идет речь, в какое время года, какова мера и т. д. – то, несомненно, дети поставят много разнообразных вопросов к предъявленному вопросу. Первые успешные шаги в разминке послужат большим стимулом к последующему духовному усилию.

На 2 этапе проведения «Сократовской беседы» учащимся предлагается суждение или вопрос, имеющий воспитательное содержание. Главный вопрос (тезис, суждение) выбирается с учетом конкретных педагогических обстоятельств и уровня воспитанности детей. Например: «Хорошо ли живется на свете эгоисту», или «Всегда ли надо отстаивать истину?», или «Одиночества не боится сильный», или «Свободен ли дикарь?» Современные социокультурные условия позволяют предложить для «Сократовской беседы» довольно острые суждения, согласие или несогласие с которыми радикально может сказаться на судьбе человека: «Хорошо ли быть богатым?», «Деньги ли главное в жизни?», «Человек проявляет свое «Я» в труде», «Помогая другому, ты ослабляешь его силы», «Религия не нужна сильному человеку», «Мозги ржавеют без их употребления», «Самое страшное наказание за черствость – одиночество» и др.

При его рассмотрении учитель и ученики ставят ряд вопросов, от решения которых зависит выбор ответа. Вопросы фиксируются на доске (на экране), но на них не ищут «правильного» ответа. Предполагается, что каждый участник сделает для себя свой собственный выбор. Таким образом, проведение «Сократовской беседы» предусматривает только выявление, постановку, точное формулирование вопросов по обсуждаемому суждению.

Завершается «Сократовская беседа» проведением рефлексии. На 3 этапе каждому из участников предоставляется возможность для индивидуального поиска ответа на поставленный вопрос. Под тихую музыку в течение нескольких минут ученики пробуют сделать собственный выбор, определить и выразить свое мнение. При проведении заключительного этапа возможны варианты. Он может быть организован в устной, либо письменной форме, хотя предпочтительнее письменное выполнение работы, позволяющее объективизировать, зафиксировать личностное отношение к обсуждаемому вопросу. При проведении рефлексии в письменной форме возможно выполнение работы анонимно или с указанием авторства. А также в зависимости от педагогической цели письменные работы учащихся могут быть предоставлены педагогу для ознакомления, а возможно, останутся у учащихся как личные, интимные записи.

Количество участников может быть неограниченным, но все же наиболее успешно проходит такая духовная работа в камерных условиях, в пределах одного учебного класса, либо параллели двух учебных групп.