ТЕМА 1

Тема 4. Воспитание как антропологический феномен

Текст лекции – Максакова, В.И. Педагогическая антропология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Максакова. 2-е изд., стереотип. – М.: Академия. – 208 с. – С. 49–61.

Воспитание с позиции антропологии

Воспитатель, который не вдалбливает, а освобождает,

не тянет а поднимает,

не угнетает, а способствует формированию личности,

не диктует, а учит, не требует, а спрашивает,

вместе с ребенком переживает множество вдохновенных минут.

В теории воспитания мы часто забываем о том,

что должны учить ребенка не только ценить правду,

но и распознавать ложь, не только любить,

но и ненавидеть, не только уважать,

но и презирать, не только соглашаться,

но и возражать, не только слушаться,

но и бунтовать.

Я. Корчак

Традиционно воспитание осознается человечеством и педагогической наукой как чрезвычайно сложный процесс. Вслед за классиками современная педагогическая антропология понимает воспитание как процесс, который сохраняет («спасает», по Н.И. Пирогову) человеческую сущность любого общества и создает условия как для развития общества, так и для продуктивного существования каждого человека. Вот почему оно объективно является большой ценностью, актуальной и для настоящего, и для будущего человечества, любого социума, каждого человека.

Размышления о воспитании сопровождают всю историю человечества. Вместе с тем вопрос о сущности самого воспитания остается до сих пор дискуссионным.

В современном научно-педагогическом и общественном сознании воспитание чаще всего рассматривается как специальная деятельность, направленная в основном на детей или взрослых из так называемых «групп риска», цель и результат которой – формирование или изменение человека в соответствии с социальным заказом.

Для педагогической антропологии, восходящей, как мы уже указывали, к И. Канту, характерно собственное отношение к воспитанию. Конкретизируем его и соотнесем с современной педагогической практикой.