![]() |
Текст лекции – Максакова, В.И. Педагогическая антропология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Максакова. 2-е изд., стереотип. – М.: Академия. – 208 с. – С. 49–61.
Воспитатель, который не вдалбливает, а освобождает,
не тянет а поднимает,
не угнетает, а способствует формированию личности,
не диктует, а учит, не требует, а спрашивает,
вместе с ребенком переживает множество вдохновенных минут.
В теории воспитания мы часто забываем о том,
что должны учить ребенка не только ценить правду,
но и распознавать ложь, не только любить,
но и ненавидеть, не только уважать,
но и презирать, не только соглашаться,
но и возражать, не только слушаться,
но и бунтовать.
Я. Корчак
Традиционно воспитание осознается человечеством и педагогической наукой как чрезвычайно сложный процесс. Вслед за классиками современная педагогическая антропология понимает воспитание как процесс, который сохраняет («спасает», по Н.И. Пирогову) человеческую сущность любого общества и создает условия как для развития общества, так и для продуктивного существования каждого человека. Вот почему оно объективно является большой ценностью, актуальной и для настоящего, и для будущего человечества, любого социума, каждого человека.
Размышления о воспитании сопровождают всю историю человечества. Вместе с тем вопрос о сущности самого воспитания остается до сих пор дискуссионным.
В современном научно-педагогическом и общественном сознании воспитание чаще всего рассматривается как специальная деятельность, направленная в основном на детей или взрослых из так называемых «групп риска», цель и результат которой – формирование или изменение человека в соответствии с социальным заказом.
Для педагогической антропологии, восходящей, как мы уже указывали, к И. Канту, характерно собственное отношение к воспитанию. Конкретизируем его и соотнесем с современной педагогической практикой.
![]() |