ТЕМА 1

Характеристика антропологически безупречных педагогических систем

В отечественной педагогике существуют замечательные прецеденты создания антропологически безупречных концепций и организации соответствующей практики. Это дидактические системы Л.В. Занкова и Ш.А. Амонашвили, воспитательные системы В.А. Сухомлинского и А.И. Мещерякова, «коммунарская педагогика» и организация коллективной познавательной деятельности и др.

Подробный анализ каждой из этих концепций свидетельствует об их высокой воспитательной эффективности. И дети, и взрослые, создающие подобные концепции и включенные в их реализацию, развиваются целостно. Их индивидуализация и социализация осуществляются гармонично. Каждый из них чувствует себя субъектом своей собственной и окружающей жизни, каждый готов к самосовершенствованию.

Для антропологически безупречного воспитания характерен целый ряд особенностей:

·     осознанная постановка гуманистических целей;

·     антропологическая ориентированность – акцентирование на развитии человека (и ребенка, и взрослого, и ученика, и учителя и т. д.);

·     целостность и продуманность всех компонентов системы;

·     четкая организация педагогического процесса;

·     высокие нравственные ориентиры и природосообразные, ненасильственные методы воспитания.

·     все антропологически безупречные, или (что то же самое) гуманистические, педагогические системы:

·     поддерживают свойственную детям активность;

·     опираются на их жизненный опыт;

·     прилагают специальные усилия, чтобы обеспечить каждому ребенку успех в той или иной деятельности и признание значимых для него людей;

·     организуют творческое сотрудничество детей друг с другом, с педагогами и родителями;

·     создают условия для активного освоения ребенком пространства своего бытия;

·     бережно относятся ко времени ребенка.

Все это способствует индивидуализации воспитательного процесса, обеспечивает развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной сферы, креативности и рефлексии, тела и духа; развертывание личностной индивидуальности всех его участников – и детей, и взрослых.

На эту практику, на эти педагогические концепции ориентируется современная педагогика, из них вырастают представления о воспитании будущего.