Лот № 4

«Битва Тимура и Тохтамыша»: фестивалю – жить!

Надежда Локтева, «Самара и Губерния» (журнал, Самара), 31.03.2006.

...Тохтамыша сбросил боевой конь. Не справившись с управлением, хан вылетел на скаку из седла и не покалечился только благодаря умению группироваться и реакции опытного инструктора айкидо. "Добрый знак!" – торжествующе отметил его противник, эмир Тимур – актер Виктор Евграфов, сыгравший профессора Мориарти в известном фильме. А на поле уже сшиблись, смешались закованные в железо латники, за которыми натягивала луки легкая пехота двух непобедимых армий великой Орды...

Грандиозная по своим масштабам битва между эмиром Тимуром, известным в Европе как Тамерлан, и Тохтамышем, ханом Золотой Орды, произошла на реке Кондурче 18 июня 1391 года. И повторилась спустя шестьсот с лишним лет не столь масштабно и без жертв. Военно-этнокультурный фестиваль «Битва Тимура и Тохтамыша», организованный Самарским областным историко-краеведческим музеем им. П. В. Алабина, состоялся в июле 2005 года в окрестностях села Старый Буян. Свидетелями жаркой битвы под склоном холма стали на этот раз более семи тысяч человек из Самары, Тольятти, Красноярского, Волжского районов и других уголков нашей области.

Исторические фестивали – явление не новое, а в Европе – уже привычное. В редком городе, прослеживающем свою историю со средних веков или прославившемся тем или иным выдающимся событием, не бывает такого достопримечательного дня в году, когда даже мэр и городские чиновники облачаются в средневековые одежды и береты с перьями, а старинные улочки и площади превращаются в рыцарские ристалища и сцены для выступлений бродячих артистов и жонглеров, трубадуров и менестрелей. У нас в России наиболее яркими явлениями такого порядка можно назвать ежегодную битву на Бородинском поле, проводящуюся уже почти 20 лет, и военно-исторический фестиваль на Куликовом поле. По сравнению с ними «Битва Тимура и Тохтамыша» – событие не столько военно-патриотического значения, сколько воспоминание о забытой странице истории Поволжья. «Мы много знаем о средних веках в Европе и ничего не знаем о своем собственном, поволжском средневековье, – сказал один из организаторов фестиваля Анатолий Стегалин. – А оно тесно связано с Золотой Ордой, хотя мы почему-то стесняемся этого факта. Золотая Орда – это государство, большая часть которого находилась на территории современной России, так почему это не наша история?! Важно и то, что фестиваль делается не только для туристов и людей, которые занимаются историческим моделированием, но и для сельской молодежи, которая просто не представляет себе, что может быть какая-то другая жизнь, форма организации собственного досуга. Например, после первого фестиваля ребята из деревни Вертляевки Кинельского района организовали клуб исторической реконструкции, стали плести кольчуги, читать литературу... Им надоело ходить на дискотеки и “жрать” самогон, захотелось сделать что-то, что действительно можно было бы людям показать и сказать: “Это сделал я”...

В жаркий день на поляне перед мостом через речку Буян царило настоящее смешение народов и эпох, где среди толпы зрителей бродили исторические персонажи в доспехах и средневековых одеждах, потягивая пиво не из банальных пластиковых бутылок, а из кружек аутентичного вида и объема. А на восточном базаре можно было найти не только изделия мастеров художественных промыслов Самарской области, но и самую настоящую кольчугу, изящный домотканый поясок или латунное украшение, сделанное по образцу тех, что находили в древних курганах, а также отведать кумыса и восточных сладостей. Желающих катали на лошадях, позволяли попробовать себя в стрельбе из лука или метании ножа. А еще можно было вволю поболеть за участников рыцарского турнира (главный приз – ноутбук, весьма необходимый в хозяйстве современного рыцаря, – выиграл самарец Кирилл Соболев из клуба “Железный век”), полюбоваться конкурсом исторического костюма, а также услышать выступление тольяттинского шоу “Барабаны мира” и стать свидетелями выяснения отношений между двумя выдающимися вождями Золотой Орды.

Многим из участников и организаторов, включая Анатолия Стегалина, одной из самых серьезных показалась проблема, от которой в итоге зависит дальнейшая судьба фестиваля: взаимоотношения между двумя его главными “движущими силами” – административными органами и неформальными организациями, то есть клубами исторической реконструкции. Поскольку именно они – представители клубов “Цитадель”, “Аргамак”, “Железный век”, “Легион”, “Едигей”, “Северный ветер”, “Золотой круг”, “Легенда” и других, приехавшие не только из Самары, Тольятти и Новокуйбышевска, но и из Саратовской, Пензенской, Ульяновской областей, Нижнекамска, Санкт-Петербурга, а не артисты и не массовка, наряженная ради этой цели в бутафорию, – создавали большую часть зрелищного антуража, боевых и бытовых сцен. У “реконструкторов” всё по-настоящему: исторические костюмы, сшитые собственными руками из льна, сукна и кожи, шатры вместо туристических палаток, доспехи, оружие и другие предметы быта и материальной культуры прошедших веков, воссозданные по рисункам и образцам, найденным при раскопках. Само по себе это хобби стоит недешево – особенно если учесть, что на исторические фестивали и ролевые игры ребята добираются зачастую за тридевять земель, и лишь единицы – настоящие мастера, освоившие кузнечное, литейное, ткацкое, гончарное и прочие ремесла, – едут туда зарабатывать. В основном за удовольствие пожить несколько дней в походных условиях средневековья, пообщаться с единомышленниками и помериться силами на турнире расплачиваются собственными “кровными” и отпусками. Иными словами, исторические реконструкторы – люди свободные, и туда, где им было неинтересно, в другой раз могут и не поехать.

С другой стороны, мои попутчики на обратном пути с фестиваля выражали недовольство затянувшимся турниром: плотное кольцо зевак вокруг ристалища, постоянные остановки боя, споры судей и другие вещи, привычные любителям исторического фехтования, но непонятные посторонним, лишали поединки зрелищности и динамичности, и просто раздражали людей, жаждущих “хлеба и зрелищ”. По мнению автора этих строк, имеющего некоторое отношение к самарскому клубу “Легенда”, такие проблемы можно решить простыми организационными способами – например, подробно комментировать для зрителей всё происходящее на турнире или проводить параллельно показательные бои и другие шоу, интересные массам и вписывающиеся в исторический контекст: от состязаний гусляров или акынов до потешных поединков, конных трюков и выступлений скоморохов, фокусников или метателей ножей. Найти таких людей можно, в том числе и в нашей губернии.

Недавно в музее им. Алабина прошло совещание по подготовке фестиваля “Битва Тимура и Тохтамыша” в 2006 году, на котором присутствовали сотрудники музея и участники движения исторической реконструкции в Самаре. Будем надеяться, что предыдущие ошибки будут учтены, и фестиваль наконец приобретет свое собственное неповторимое лицо.