![]() ![]() |
Хронограф Тольятти, № 25 (97), 18 июля 2005 г.
Под Старым Буяном прошел фестиваль «Битва Тимура и Тохтамыша» на реке Кондурче».
Широко разрекламированный военно-этнокультурный фестиваль – «Битва Тимура и Тохтамыша на реке Кондурче» на еобытие века явно не потянул. А ведь именно так его позиционировал организатор – Самарский областной нсторико-краеведческий музей им. Алабина. Тем не менее пара тысяч любителей полуэкстремального досуга в минувшую субботу оккупировала окрестности села Старый Буян.
Перейдя вброд позорную речку Буян, приток той самой Кондурчи, поклонники то ли истории, то ли сомнительных историй оказались на месте предполагаемой битвы. В общем-то, битва между Тимуром и Тохтамышем скорее всего была в действительности, но вот где – большой вопрос. Во всяком случае, предложенная устроителями пойма Буяна никак не предрасполагала к размещению четырехсоттысячного войска. Хотя рельеф местности с тех ветхозаветных времен мог и измениться.
Тимуру с Тохтамышем повезло – они бились в январе, поступив крайне мудро. В июльский же зной многим посетителям фестивальной поляны было явно не до реконструкции мифического сражения в отсутствие холодной воды и хотя бы какого-то подобия укрытия от палящих лучей солнца. В остальном организаторы потрудились на славу. Они продавали ценные сувениры – дешевые пластмассовые ручки с эмблемой фестиваля. Желающие заплатить десять рублей за вход на «восточный базар» могли прикупить на память о музее им. Алабина и более редкостные предметы – изделия из корней деревьев и даже туристическую палатку. Вещи в хозяйстве полезные, но на настоящем восточном базаре немыслимые.
Функционировала выездная экспозиция музейной выставки. Недоверчивым посетителям предъявлялись красиво нарисованные планы эпохального сражения, вероятно, воссозданные по рассказам очевидцев, и наконечники стрел приблизительно тех же времен. Наконечники, к сожалению, были найдены где-то в другом месте, а близ Старого Буяна никаких археологических ценностей сроду не отыскивалось. В общем, приблизительность сквозила во всем, включая костюмы и оружие древних воинов.
Несколько туристических фирм своевременно подсуетились, подвезя на фестиваль жителей Самары и Тольятти. Приехавшим по путевке предлагалось занимать места на фестивальном холме «согласно купленным билетам». Это несколько напоминало известный трюк Остапа Бендера с видом на малахитовую лужу. Потому что все остальные разместились на холме просто так, кто где хотел, ибо никаких контролеров не было и в помине.
Псевдоисторическое шоу, на которое, собственно, народ и клюнул, должно было начаться в два часа дня. Но вместо битвы поклонникам старины предложили много раз похлопать многочисленным спонсорам и послушать высоконаучные речи выдающихся чиновников из красноярской (от наименования Красный Яр) районной администрации. Выступления меценатов и чиновников перемежались номерами коллективов художественной самодеятельности. Если бы Тимур и Тохтамыш на почти сорокаградусной жаре выслушали бы пару песенок в исполнении казахского фольклорного ансамбля, бежали бы из этих мест восвояси. И никакого фестиваля не было бы. Что касается самой битвы, то она состоялась, когда этот номер «Хронографа» уже подписывался в печать.
В борьбе за создание культурного бренда территории местным чиновникам не хватает, как всегда, здравомыслия. Красный Яр – место битвы Тимура и Тохтамыша? Пожалуйста! Тольятти – родина Снегурочки? Ясный перец!
По дороге на Старый Буян есть поворот к другому дивному историческому месту губернии – поселку Жареный Бугор. Существует легенда, что свое название поселок получил во время коллективизации – кулаки сожгли бригадира. Есть повод устроить еще одно шоу.
Алексей Алексеев
![]() ![]() |