Лот № 4

Сошлись мечи на Кондурче

Вольный город (Тольятти), № 49 (109), 19 июля 2005 года.

Не знаю, каким было летнее утро 1391 года перед великой битвой эмира Тамерлана (Тимура) с Тохтамышем, ханом Золотой Орды. Но третья суббота июля сего года, призванная приоткрыть завесу времени и дать возможность нам с вами на реке Кондурча встретиться с героями средневекового сражения, выдалась жаркой.

С первых минут пребывания на фестивальной поляне невольно ощущалось некое сопричастие к историческим событиям на земле самарской, случившимся семь веков назад. Кругом ходили люди в старинных одеждах, гарцевали молодцы на скакунах. Ведущий фестиваля как заправский зазывала приглашал приезжий народ на ярмарочную поляну.

Показать товар лицом приехали купцы не только из Самары и ее окрестностей, но и из Димитровграда, Пензы, Волгограда, Ульяновска и далекого Санкт-Петербурга. Надо отметить, что особой популярностью в торговых рядах пользовался питерский половец. Он привез с собой жену и двоих детей, которым от роду и года не исполнилось. Все семейство с удовольствием красовалось в половецких костюмах. Товар же в основном у них был все больше эпохи викингов: молоточки тура, секирки, военные амулеты. Среди прочего имелся и «волчий» крестик – обычный крест с изображением головы волка, смесь христианства и язычества. Говорят, в стародавние  времена вещица пользовалась спросом.

Торговый сосед половца, предлагавший религиозную литературу и явно обделенный вниманием, ворчал: мол, все это бесовщина. В таком случае всю историю Руси до принятия христианства можно обозвать также. Но вернемся к костюму половецкого гостя. Красная долгополая рубаха, кожаные, увесистые доспехи, кафтан и теплая войлочная шапка, отороченная хвостом лисицы, по словам нашего героя, передавали ему звериное состояние. И ему непременно хотелось драться.

Воины исторического клуба «Застава» из Пензы привезли средневековый шлем и поршни – обувь, в которой ходили в 8–12 веках в Новгородской земле. Были на ярмарке и кожаные поясные сумки, когда-то обязательная часть костюма многих народов, и кружевные салфетки, и красочные лоскутные одеяла, и плетеные корзины, и даже пуховые шали.

Конечно же, многие гости фестиваля не преминули приобрести для себя бусы из бересты и берестяные ободки. В давние времена такие ободки изящно оплетали развевающиеся на ветру волосы русичей.

Пожалуй, никого не оставила равнодушным добротная скобяная лавка Стекольщикова, выставленная музеем истории Красноярского района.

Пока купцы, как и положено, торговали, воины проводили время в молодецких забавах. Вместе с ними каждый желающий перед великой битвой мог поупражняться в стрельбе из лука и метнуть пару-тройку ножей в незамысловатую мишень. При этом, возможно, представляя перед собой зловещего монгола из Золотой Орды.

Кстати, конницу Золотой Орды в сражении у села Старый Буян по большей части представляли воспитанники «Русской слободы». Из Красной Глинки они приехали верхом на лошадях. Шли через Кондурчу, на берегу которой останавливались на ночлег, разводили походный костер и на вечерней зорьке купали в речке скакунов.

На военно-этническом фестивале разгоряченным участникам действа предлагалось охладить воинственный пыл чашкой настоящего кумыса. Правда, восполнить силы можно было и алкоголем, продаваемым на поле в неограниченном количестве. Хотя сей продукт не отразился негативно на облике участников исторического события. Пьяных не было вообще, за исключением одной невинной девушки.

Получилось несколько забавно, потому что в этот момент Анатолий Иванов, депутат Государственной Думы, делился со мной впечатлениями о фестивальной поляне и говорил много добрых слов о молодежи, присутствующей здесь. Сплоченная команда Анатолия Семеновича довольно активно путешествует по легендарным местам Самарского края. Но на битве они впервые. В ожидании основного действа под палящим солнцем мы тешили себя надеждой непременно искупаться в Кондурче.

Надо отдать должное, тольяттинцы не были сторонними наблюдателями. Злата Тарасова,  мастер спорта  по  метанию молота, неоднократный призер чемпионатов России участвовала в бое мешками с соломой. Злата выиграла два трудных поединка, ей достался лимонадный приз.

Мне лично не довелось увидеть, но очевидцы рассказывали о завидных результатах в метании ножей присутствовавшего на фестивале Валерия Кокшина. А для себя я отметила, что не разучилась ездить верхом на норовистых скакунах.

Пришло время несколько расслабиться под песенный хоровод творческих коллективов, собрать душистый венок из лугового разнотравья. Звенящий чистотой воздух кружил голову. «Эх, гуляй, брат, не зевай! Головушки не теряй!» – разносилось над поляной.

Меж тем после демонстрации военно-исторических костюмов воины готовились к поединкам. Ратники прибыли на битву более чем из двадцати этноисторических клубов. Поединки в жару в костюмах весом более десяти килограммов проходили далеко не на шутейном уровне. Судьи фиксировали удары меча без правил. Иногда удары были настолько сильны, что глубоко повреждали доспехи воинов. В завершении боев всем участникам поединков вручили накладные бляхи и дипломы. А победителю достался ноутбук.

Наконец, над местом реконструированной великой битвы взвились в небо сигнальные ракеты. Встретились перед боем посланцы противоборствующих сторон, мира быть не может. Лучники возвестили о начале битвы. Там, за красными флажками возрождалась история поволжских народов, рвалась в бой конница, звенели сталью мечи, воины бились в жестокой рукопашной схватке. Невольно представилась панорама сражения между войском Тамерлана с отборными наемниками, захватившими не один город и разорившими не одну страну, и сводной ратью Тохтамыша. Земля стонала под копытами коней и железной поступью пехоты. Ведь только у войска Тамерлана должно было быть не менее миллиона коней, так как каждый воин имел трех лошадей: одну запасную и вьючную. Тысячники владели сотней скакунов. Перед боем Тамерлан собрал своих военачальников, начиная с сотников, и одарил всех доспехами. Можете представить, какой обоз шел с Тамерланом!

То ли удача отвернулась от Тохтамыша, то ли произошла измена,  но  победу  в  великой битве одержал Тамерлан. Знамя хана Золотой Орды упало, его армия бежала. Двадцать шесть дней пировал Тамерлан на горе Каменный Остров, после чего курган стали называть не иначе как Царев. Армия победителя разорила окрестности почти на двести километров. Красивых девушек и юношей захватили столько, что эмиру в гарем доставили пять тысяч невольников. Пленников увезли к чужеземцам в Среднюю Азию. На полтора столетия обезлюдели, поросли высокими травами земли самарского Поволжья. Опустело и бранное поле у села Старый Буян, что близ речки Кондурча. Но участники и гости фестиваля не торопились покидать живописнейший уголок, где в поднебесье поют жаворонки, а в луговине дразнит ароматом сладкая клубника. По секрету скажу: в ознаменование начала и конца великой битвы наша дружная компания на зависть некоторым пригубила целебный напиток из одуванчиков. И только лишь здоровья для.

Конечно, если говорить откровенно, то хотелось бы более масштабных боевых действий. Чтобы и конница была хотя бы голов двадцать, и пехоты побольше, и спецэффектов.

На обратном пути к нашей дружной компании присоединился Владимир Иглин, жить стало еще интереснее и веселее. К вечеру наша вожделенная мечта осуществилась: мы с удовольствием искупались в водах прохладной Кондурчи, к которой много столетий назад приводили на водопой конницу эмира Тамерлана.

Прямо с поля битвы
Любовь Кочетовски