![]() ![]() |
http://www.samluka.ru/01213/timur.htm
Там, где вольный Итиль бежал,
Там, где город Булгар блистал,
Там, где стольный Сарай стоял,
Там, где текла Яика вода,
Там, где была Золотая Орда,
Там, где жили кыпчак и булгар, –
Ханствовал над страною татар
Хан по имени Тохтамыш.*
Этими словами начинается татарский народный эпос «Идегей» – красивая легенда, основанная на реальных исторических событиях, произошедших на волжской земле более 600 лет тому назад, когда на волжских берегах столкнулись армии двух завоевателей. До недавнего времени война между Тимуром (Тамерланом) и Тохтамышем была предметом рассмотрения только специальных научных изданий. Между тем, одно из двух решающих сражений между правителями Золотой Орды и среднеазиатского государства Мавераннахр произошло на территории Самарского края. Битва 18 июня 1391 г. на реке Кондурче была событием евразийского масштаба. В ней приняло участие более 400 тысяч человек.
На страницах журнала в статье краеведа Н.Н.Петровского уже подробно рассказывалось о походе Тимура на Волгу («Самарская Лука» №№ 10-11 2003 г.). Продолжая тему, сегодня мы обратимся к современным событиям, напрямую связанным с «делами давно минувших дней». С 2003 г. Самарский областной историко-краеведческий музей им. П. В. Алабина активно популяризирует историю знаменитого сражения.
15 июля 2006 г. на традиционном месте – у села Старый Буян Красноярского района Самарской области – пройдет уже III военно-этно-исторический фестиваль «Битва Тимура и Тохтамыша на реке Кондурче».
Где Великой степи благодать,
Зашумела татарская рать.
Ставку ханскую утвердив
И майдан в степи оградив,
Начала похлебку варить:
Десять тысяч наполнив котлов,
Разожгла десять тысяч костров.
Уже в третий раз сравнительно небольшая поляна у моста через реку Буян (вблизи автотрассы Самара – Димитровград) на сутки заполнится шатрами и палатками. Берег реки станет водопоем для конницы Тимура. Обычная грунтовая дорога превратится в фестивальную улицу, украшенную флажками и плакатами. Пологий склон холма на несколько часов станет зрительным залом, способным вместить до 10 тысяч человек. В шатрах и под открытым небом гости фестиваля увидят много интересного. В этом году на поляне будут как уже традиционные, так и совершенно новые площадки.
«Восточный базар» – одно из наиболее популярных мест на фестивале. Как и положено на востоке, экзотические товары прекрасно сочетаются с песнями, танцами и, разумеется, этнической кухней. Ярмарка сувениров отличается редкостным разнообразием. Весь товар, как правило, штучный, неповторимый. Мастера, приезжающие на ярмарку со своей продукцией, признаются, что торговля для них – не главное. Гораздо важнее, как говорится в русской поговорке, «на других посмотреть и себя показать». Именно поэтому на «восточном базаре» все купцы празднично одеты и даже песни иногда поют.
Есть на фестивале и профессиональные певцы и танцоры – фольклорные коллективы Красноярского и других районов области. Разумеется, не обходится и без восточных красавиц. В этом году публика сможет насладиться выступлением профессиональных танцовщиц и поучиться исполнять танец живота.
Узнать побольше об исторических событиях, связанных с битвой, помогает археологическая выставка. В 2003 г. к первому фестивалю сотрудниками отдела археологии СОИКМ им. П. Алабина в Музее истории Красноярского района была открыта выставка «Тимур, Тохтамыш и Золотая Орда». В 2005 г. выставка «Битва 1391 г. на реке Кондурче», вывезенная непосредственно на фестивальную поляну, сумела принять за 4 часа более 2,5 тысяч посетителей. Опыт для самарских музейщиков беспрецедентный – впервые полноценная выставка, в составе которой десятки уникальных археологических предметов из фондов музея, экспонировалась в шатре под открытым небом.
Желающие не только посмотреть на древние артефакты, но и ощутить себя средневековым воином, могут себе это позволить. Катание на лошадях, стрельба из лука по мишени, метание ножей, средневековые игры и забавы – все это неизменно радует и детей, и взрослых.
Огромной популярностью пользуется аутентичная кухня. Наряду с обычными буфетами, для гурманов – плов, кумыс, восточные сладости.
Жители Самары и Тольятти уже смогли оценить прекрасную возможность провести субботний день с семьей или с друзьями на природе, окунувшись в атмосферу средневековья. На данный момент среди партнеров фестиваля – уже несколько туристических фирм, предлагающих организованный выезд на фестивальную поляну. Есть заявки не только от самарцев, но и от москвичей и даже от иностранцев. Многие жители Самарской области приезжают на фестиваль на личных автомобилях. Туристический имидж Самарской губернии во многом создается именно яркими, зрелищными мероприятиями, каким является «Битва Тимура и Тохтамыша».
Тохтамыш на престоле воссел,
Озирая степной предел.
На другой восседал стороне
Тамерлан, готовый к войне.
В этом году на поляне впервые появятся ставки ханов. Шатры, около которых отдыхают после похода воины, восточные красавицы танцуют для хана и его приближенных, а мастера-оружейники спешно куют наконечники стрел для предстоящего сражения. Для того чтобы попасть в средневековье, здесь не нужна машина времени. Нужно просто шагнуть мимо стражника с копьем в ворота ханского лагеря. Причем, сделать это можно и даже нужно с фотоаппаратом или видеокамерой. И рассказывать потом своим друзьям: «Я пил кумыс в шатре Тамерлана за его победу».
Тучей небо заволокло,
Тьма от черной тучи взвилась,
С небесами земля слилась,
Небо разверзлось, земля затряслась,
Молния огненная зажглась,
Возглашая, что Тенгри-бог
Это яркое пламя зажег,
Ханы смотрели, окаменев,
Будто увидели божий гнев.
В ужасе приближались войска,
Им казалось: гибель близка.
Кульминация всего фестиваля – битва! В постановке примут участие все приехавшие на фестиваль члены военно-исторических клубов. В 2005 году постановкой битвы руководил каскадерский клуб «Коловрат». Руководитель клуба, замечательный российский актер Виктор Евграфов, исполнил роль Тимура-Завоевателя. Исход битвы известен заранее и не составляет секрета.
Тохтамыш и вся его знать
Бегством кончили этот бой,
Уповая на Божий суд,
В стольном Граде нашли приют,
Заперли врата за собой.
Самарскому краю необычайно повезло: битва на Кондурче во всех подробностях описана в нескольких персидских хрониках, в том числе, историками походов Тимура Низам-ад-дином Шами и Шереф-ад-дином Йезди.**
Сражение представляет огромный интерес для изучения военного дела. Противники избрали различную тактику. Тохтамыш использовал обычное построение, характерное еще для монгольского войска: центральный корпус и два крыла войска, которые должны были мощным ударом постараться взять противника в кольцо. Тимур применил новейшую тактику, которую до этого использовал в крупной битве лишь однажды. Он разделил войско на 7 корпусов (кулов): центральный кул, его резерв, фланги и фланговые охранения. Седьмым кулом был личный резерв полководца, который он мог бросить в решающий момент в любое место сражения. При такой тактике центральный кул, состоявший из отборной пехоты, усиленный резервом, должен был идти атаковать противника и прорвать его строй. Фланговые охранения не должны были позволить противнику зайти в тыл войску.
Перед битвой Тимур психологически деморализовал противника: он поставил шатер на поле боя и начал пировать, не обращая внимания на войско Тохтамыша. Битва началась, как и предполагалось, с попыток конницы Тохтамыша прорваться в тыл противнику с фланга. Попытки эти были неудачными, между тем в центре пехота Тимура медленно, но верно теснила противника. Тохтамыш во главе большого отряда несколько раз атаковал различные корпуса Тимура и, найдя в них слабое место, прорвался Тимуру в тыл. Это был ключевой момент битвы. Тимур дрогнул и почти распрощался с победой. Но введенный в бой личный резерв позволил резко изменить ситуацию. В результате умелых действий Тимура и одного из его старших командиров Омар-шейха прорвавшийся в тыл Тохтамыш сам был окружен и вынужден был спасаться бегством. Войска Тимура преследовали Тохтамыша до самой Волги, где довершили разгром.
Зрители на фестивале очень часто задают непростой вопрос: «Где наши?» Желание болеть за своих абсолютно естественно.
Может быть «наш» – Тохтамыш? Он защищал поволжские земли от завоевателя. В составе войска Тохтамыша сражались представители многих народов, в том числе русские и мордва. Но Тохтамыш – законный хан Золотой Орды, занявший престол после поражения Мамая на Куликовом поле. Утверждение своей власти он начал с того, что сжег в 1382 г. Москву и восстановил систему сбора дани с русских земель.
Может быть Тимур «наш»? Тимур – правитель среднеазиатского государства Мавераннахр, возникшего из осколков некогда единой Монгольской империи. В 1395 году, разгромив Тохтамыша во второй раз на реке Терек, он сжег большинство городских центров Золотой Орды, окончательно подорвав ее могущество и ускорив распад этого государства на отдельные ханства. Что, в свою очередь, создало условия для образования и расширения единого русского государства.
Не все так просто. В русских летописях Тимур описывается как наиболее жестокий завоеватель, подходивший к границам русских земель. Приграничный город Елец был сожжен, а все его жители были уничтожены. Русские земли не испытали на себе нашествия армий Тамерлана только потому, что у него не было необходимости покорять города, отстоящие от его владений на тысячи километров.
Очень непросто, но важно понять, что "наших" в битве нет! Есть жестокие полководцы, завоеватели, правители не существующих ныне государств. И кровавая битва между ними.
Темный день на землю пришел.
Сотворенный Чингизом престол
Стал престолом, где кровь лилась.
Ханский дворец исчез из глаз.
Край разоренный стал пустым.
Отошли друг от друга тогда
Аждаркан, Казань и Крым.
Золотая распалась Орда.
В 2003 г. был издан сборник статей «Кондурча», в который вошли статьи по исторической реконструкции золотоордынского костюма и описание битвы, сохранившееся в персидских письменных источниках. Учитывая огромный интерес к теме, готовится второй выпуск сборника.
Описание битвы внимательно изучают члены военно-исторических клубов – будущие бойцы армий Тимура и Тохтамыша. Их задача – попытаться реконструировать ключевые моменты сражения как можно ближе к оригиналу. Это очень непросто, но хочется надеяться, что от фестиваля к фестивалю битва все больше будет похожа на настоящую.
Фестиваль не мог бы состояться без клубов военно-исторической реконструкции. Вопреки сложившемуся мнению, их увлечение не ограничивается историческим фехтованием. В серьезных реконструкторских клубах создаются полные комплекты костюмов и вооружения определенной эпохи. На «восточном базаре» фестиваля рядом с привычными ремесленными сувенирами из дерева, бересты, кожи, кружевами и вышивкой, можно увидеть предметы, которые не встречаются в обычных сувенирных магазинах. Мастера-реконструкторы с гордостью демонстрируют свои изделия – шлемы, кольчуги, мечи, арбалеты, украшения костюма. У каждой вещи есть определенная легенда. Современные реконструкторы не только осваивают хитрости литейного и кузнечного ремесла, но и обстоятельно изучают научную литературу. Как правило, каждое изделие изготавливается по конкретному образцу, взятому из научного сборника или иллюстрированного музейного каталога.
Самарские реконструкторы регулярно выезжают на турниры, игры, фестивали и конвенты, проводимые в различных городах России. Недавно представители самарских клубов уже во второй раз посетили фестиваль «Илжа» в Польше, где достойно представили свою страну и познакомились с опытом проведения исторических мероприятий в Европе. Несомненно, это скажется и на качестве самарских мероприятий.
Стоит отметить, что «Битва Тимура и Тохтамыша» за три года также повлияла на реконструкторское движение Самары, способствуя развитию «восточной» тематики. Традиционные направления – Древняя Русь, западноевропейское рыцарство – по-прежнему преобладают. Однако в настоящий момент уже во многих самарских клубах появилось «золотоордынское» направление.
В организации «Битвы Тимура и Тохтамыша» уже сейчас принимают активное участие самарские клубы «Достояние», «Едигей», «Железный век», «Легенда», «Легион», «Пересвет», «Северный ветер», «Старый свет», а также конноспортивные клубы «Аргамак» и «Русская слобода». Уже заявили о своем участии в предстоящем фестивале реконструкторы Тольятти, Пензы, Ульяновска, Димитровграда. И этот список продолжает расти с каждым днем. Ожидается, что на Битву приедут представители не менее чем от 10–15 клубов из разных городов России.
Еще многому предстоит научиться и организаторам фестиваля, и его участникам. Несомненно, что фестиваль находится еще в самом начале трудного пути. И лишь совместными усилиями можно сделать из него праздник для всех.
Уверенность в завтрашнем дне организаторам придает постоянная финансовая и организационная поддержка областного Министерства культуры и молодежной политики, которое ежегодно финансирует проведения Битвы. Неизменным партнером СОИКМ им. П. Алабина остается Администрация Красноярского района, принимающая фестиваль с неизменным гостеприимством. Среди друзей фестиваля – коммерческие и некоммерческие организации, сотрудничество с которыми только начинается.
Вдохновитель и организатор первых двух фестивалей Владимир Сорокин считает, что уже сейчас БТТ неплохо выглядит в ряду традиционных российских фестивалей средневековой реконструкции, а через несколько лет вполне сможет соперничать с ведущими из них (например, фестивалем «Куликово поле»). И не исключено, что когда-нибудь в будущем число туристов, приехавших на фестиваль, приблизится к числу воинов армии Тохтамыша.
* В статье использованы фрагменты из татарского народного эпоса "Идегей" (Идегей: Татарский народный эпос / перевод С. Липкина. Казань, 1990).
** Реконструкция сражения в статье дана по текстам персидских письменных источников, опубликованных в книге:
Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. Сочинения персидские. М.-Л.
Данила Серых
![]() ![]() |