Приводятся результаты социологического опроса учащихся 9 и 11 классов школ г. Канска 2009 года по диагностике профессионального самоопределения, используемой службами занятости. Дается подробный анализ полученных результатов исследования, выявляющих распределение мнений учащихся профильных и непрофильных школ относительно определенности выбора профессии, информационных дефицитов и затруднений, испытываемых подростками при выборе своего профессионального будущего, а также предметных зон успеха учащихся. Рассматриваются психологические возрастные особенности, противоречия и результаты раннего профессионального самоопределения учащихся 9 и 11 классов школ г. Канска по данным проведенного исследования. Даются рекомендации по созданию благоприятной среды обучения в профильных классах и обеспечению высокого качества профильного обучения. Результаты исследования могут представлять интерес для преподавателей, аспирантов, студентов вузов, руководителей школ и органов управления образованием.