Детальная информация
Анализ содержательных, смыслообразующих и побудительных аспектов выбора профессии в старшем школьном возрасте / Балева Милена Валерьевна, Степанова Юлия Евгеньевна // Развитие человека в современном мире. - 2019. - № 1. - С. 52-63. - Библиогр.: с. 62-63 (18 назв.). - : 5 табл.
В работе представлены результаты исследования содержательной и мотивационной составляющих профессионального выбора старшеклассников. В исследовании приняли участие 122 учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных школ г. Перми (89 девушек и 33 юноши). В возрасте от 16 до 18 лет (М=16,79±0,73). Показано, что традиционно популярными для выпускников школ остаются профессии экономиста и управленца; в то же время профессии педагога и врача обнаруживают возврат утраченных некоторое время назад высоких рейтинговых позиций. Выявлено, что финансовые ожидания старшеклассников отличаются тенденцией к нереалистичному завышению. Получены эмпирические свидетельства в пользу преобладания смыслообразующих мотивов выбора профессии над побудительными с точки зрения их субъективной значимости для субъекта. Выявлено, что смыслоообразующие и побудительные мотивы профессионального выбора обнаруживают взаимосвязи, подчиняющиеся принципу когнитивного соответствия (смысловой непротиворечивости). В целом иерархия смыслообразующих и побудительных мотивов направлена "вниз" от прагматических (рационально обоснованных и материально-статусных) характеристик профессии к ее социальной значимости для субъекта.
профессиональное самоопределение
профессиональные предпочтения
профессиональный выбор
профориентация
смыслообразующие мотивы
старший школьный возраст